Председатель Общественного совета при министерстве строительства Самарской области Олег Анатольевич Никитенко в интервью газете «Комсомольская правда» рассказал о том, как удалось наладить конструктивную работу общественников и ведомства
29.04.2016
Председатель Общественного совета при министерстве строительства Самарской области Олег Анатольевич Никитенко в интервью газете «Комсомольская правда» рассказал о том, как удалось наладить конструктивную работу общественников и ведомства
Олег Никитенко: «Экспертное мнение будет услышано»
Лариса СТЕПАНОВА, Комсомольская правда, 29.04.2016
Общественный совет при министерстве строительства наладил конструктивную работу между профессиональным сообществом и властью.
У министерства строительства среди самарцев сложилась репутация достаточно закрытого ведомства, которое не любит лишний раз распространяться о своей работе. Оно и неудивительно – объемы работы, которой заняты сотрудники минстроя, огромны, особенно в преддверии грядущего чемпионата мира по футболу, и тратить время на пустые разговоры просто-напросто некогда. Но это отнюдь не значит, что диалог с общественностью в министерстве отсутствует. Уже третий год при минстрое эффективно работает Общественный совет, в который входят ведущие эксперты всех отраслей строительства. О работе Общественного совета «Комсомолка» побеседовала с его председателем Олегом Никитенко.
- Олег Анатольевич, в чем главная идея работы Общественного совета при министерстве строительства?
- Когда возникла идея создания Общественного совета, мы сразу обозначили, что это должно быть не просто формальное собрание для одобрения решений, а клуб авторитетных экспертов, которые могли бы свободно приходить в министерство, чтобы поделиться своим мнением, и оно было бы услышано. И я рад, что эту идею нам удалось реализовать. Сегодня в Общественный совет входят представители всех сторон строительной отрасли: проектировщики (в том числе такие уважаемые в городе эксперты как Игорь Галахов, Александр Мусорин, Юрий Карякин), строители, развивающие территории «под ключ», а также управленцы с огромным опытом, такие как Константин Ушамирский, Александр Латкин. Их опыт и наблюдения оказываются очень ценными в практической работе.
- Общественный совет контролирует работу министерства?
- Нет, это не так. В самом начале мы обсуждали перспективу контролировать, например, непосредственные строительные процессы, но пришли к выводу, что это не нужно: на стройке и так очень много контролеров. Основное направление для Общественного совета – это именно экспертная работа, принцип малых дел. Так, с нашим участием сегодня проходят все городские и областные совещания по строительству, и мнение наших экспертов всегда учитывается.
- Какие-то вопросы уже удалось решить с помощью Общественного совета?
- В прошлом году мы основное внимание уделяли вопросам жилищного строительства, в частности, плотно работали с СОФЖИ. При обсуждении проектов реновации исторического центра Самары были приняты наши рекомендации по архитектурному облику Самары, а также совет провести конкурс на должность главного архитектора, который бы выработал единое цветовое и архитектурное решение исторического центра Самары. Сейчас СОФЖИ работает над решением этой задачи, думаю, скоро она будет выполнена. Важно отметить: мы не ждем решений здесь и сейчас, ведь в сфере строительства претворение в жизнь любых идей занимает немало времени. Наша задача – наблюдать длинные циклы, отслеживать стратегию министерства и при необходимости давать рекомендации по ее корректировке. Также в прошлом году мы обсуждали вопросы инвестиционного климата и вступивший в силу единый регламент выдачи разрешений на строительство. Стало понятно, что ситуация улучшилась по всем муниципальным образованиям кроме Самары и Тольятти. Здесь мы рекомендовали минстрою предпринять более жесткие меры, чтобы закон соблюдался в полном объеме.
- Какие конкретные задачи находятся в работе у Общественного совета при министерстве строительства сегодня?
- Их много. Во-первых, много внимания уделяется вопросам, связанным с обманутыми дольщиками. Мы настояли на обновлении и расширении состава общественной комиссии, которая регулирует предоставление им компенсационных площадок. Обновлен и порядок предоставления этих площадок: окончательное решение об этом принимает губернатор, для застройщика закреплены четкие принципы расчетов по удовлетворению прав дольщиков, какие суммы он должен на эти цели направлять с других объектов и т.п. В целом мы выступаем за расширение и открытость процесса предоставления компенсационных площадок, все решения и расчеты должны быть максимально прозрачны. Кроме того, Общественный совет настоял на том, чтобы была выработана очередность при удовлетворении прав дольщиков. Понятно, что все эти люди попали в трудную ситуацию, но у кого-то при этом есть другое жилье, а кто-то вложил последние средства и теперь вынужден снимать квартиру. При составлении очередности нужно придерживаться принципов социальной справедливости. Поэтому важно, что в формировании списков примут участие не только должностные лица, но и общественники.
- Насколько нам известно, Общественный совет занимается не только жилищным строительством…
- Конечно. Еще одной важной задачей на этот год мы видим работу по объектам капитального строительства, в частности, вопрос удешевления работ. В сегодняшних экономических условиях часто говорят о необходимости экономии средств, и даже обвиняют министерство строительства в завышении стоимости объектов. Однако нужно четко понимать, что при уменьшении цены неизбежно страдает качество, что вот это соотношение нужно очень четко регулировать. Ведь наша задача – чтобы объект, будь то школа, больница, детский сад, построенный сегодня, не оказался несостоятельным и устаревшим через 10-15 лет, а прослужил еще полвека. В нашей стране государство всегда выступало в качестве главного инноватора и задавало тон в строительстве. И сегодня именно государство должно продолжать строить передовые объекты, «подтягивая» за собой частника. Архитектура – это то, что будет характеризовать государство через 10-20-30 лет: строящиеся сегодня объекты станут таким же символом эпохи, как когда-то «хрущевки», поэтому важно не экономить на моменте, а думать на перспективу. В этом плане показателен пример строящегося перинатальнго цента – нам удалось настоять, чтобы, несмотря на сложную ситуацию, на этом объекте не экономили. Кстати, аналогичная ситуация сложилась и в жилищном строительстве: здесь СОФЖИ услышало наши пожелания по повышению комфорта среды и инфраструктуры, и сейчас многие проекты фонда пересматриваются.
- Участвует ли Общественный совет в формировании градостроительной политики?
- Да, здесь мы работаем сразу в нескольких направлениях. Во-первых, это работа с аварийным жильем. В 2017 году заканчивается федеральная программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. И сейчас, в преддверии принятия нового аналогичного документа, нам важно проанализировать итоги программы не только в плане предоставления людям новой жилплощади, но и в разрезе выбора площадок по сносу ветхих домов и, соответственно, нового строительства на них, обновления городских территорий. Такая работа уже ведется. Кроме того, Общественный совет анализирует градостроительную политику минстроя и сферу территориального планирования. Так, сегодня в Самаре и Тольятти требуется обновить Генплан и обеспечить его соответствие с Правилами застройки и землепользования: сейчас противоречия в этих документах сдерживают инвестиционную активность в самых крупных городах губернии.
- Задачи действительно глобальные. Есть ли взаимопонимание с министерством строительства по этим направлениям?
- Да, нас действительно слышат, и это очень отрадно. Общественному совету удалось стать полезным каналом между профессиональным сообществом и регулятором, избежать «говорильни» и сосредоточиться на конкретной работе, стать не придатком министерства, а реально работающим самостоятельным органом. А значит, впереди – конструктивная работа на благо строительной отрасли губернии!
Поделиться